Образовательный аспект


В последние годы (с начала девяностых годов прошлого века) в мире обсуждается, а в ряде стран уже реализуется, идея создания новой экспериментальной установки для исследования в области физики космических лучей с широким вовлечением в процесс проведения эксперимента через Интернет университетов и школ (см. здесь).

Реализация такого проекта позволит:

  • Дать школьникам представление о современных научных исследованиях, специфике современного эксперимента, особенностях научной работы.

  • Позволит ученикам и учителям участвовать и представлять свои научные результаты в научной печати и на конференциях (включая международные).

  • Позволит преподавателям повышать свою квалификацию, особенно в области современных проблем науки, использовать полученные данные в повседневной учебной работе, вести пропаганду научной деятельности среди школьников.

  • Позволит вовлечь школьников и учителей в увлекательную и реальную долговременную работу, приносящую ощутимую пользу науке, будет способствовать привлечению молодежи к научной деятельности.

 

Особенность данного предложения состоит в том, что делается попытка не ограничивать круг участников только теми, кто изучает физику "по обязанности", как учащийся ВУЗа или школы. Участие в проекте освобождает заинтересовавшихся от необходимости ожидания момента, когда его учебное учреждение сочтет возможным и сможет присоединиться к проекту. Проект предоставляет любому пользователю Интернета возможность личного участия в проводимых исследованиях, обработке данных и получения реальных новых результатов.

Таким образом практически впервые, благодаря развитию современных технологий, стало возможным создание такой народной установки, которая, с одной стороны, позволит (при её достаточном развитии), получать актуальные научные данные высокого класса, а, с другой стороны, дает возможность неограниченному числу заинтересованных участников принять полноправное участие в этих исследованиях и через Интернет получить практический опыт участия в интересном и современном физическом эксперименте. Сверх того, это позволит получить практическое представление как об актуальных и фундаментальных современных научных задачах, так и о методах проведения научных исследований.

Распределение задач в проекте

Все участники проекта делятся на две части: "эксперты" и "участники".

Эксперты - это те, кто создал, запустил и поддерживает в рабочем состоянии рабочие станции (см. раздел "Детекторы->Установки"). Их задача - обеспечение круглосуточной работы аппаратуры, свободного доступа "участников" к накопленным данным, снабжение и обучение участников (через Интернет) методам обработки результатов, умению самому задавать вопросы и самому получать на них ответы, основанные на реальных экспериментальных данных.

Участники - это все те, кого заинтересует участие в данном проекте. Их задача - зарегистрироваться, поучить право доступа к данным, проводить самостоятельную обработку данных. Их возможности - войти в список реальных участников проекта; - получать необходимую и бесплатную консультацию у "экспертов" экспертов"; - готовить и публиковать (сначала на странице сайта, а после прохождения экспертизы и в виде научной публикации) полученные результаты; - устанавливать прямые контакты с участниками проекта в любой части Света; - возглавив или войдя в группу обеспечившую ввод в работу новой рабочей станции (что, видимо, лучше делать объединившись группой, классом, школой), перейти из класса "участников" в класс "экспертов".

Возможные задачи для участников

  1. Простейшие задачки для новичков. (Введение) (В скобках после названия задачи указан индекс данной задачи, по которому можно отыскать необходимые методические указания в разделе "Справочник" )
    • Наглядное знакомство с классом статистических величин (B-01)
    • Знакомство с понятием "временное совпадение сигналов" (B-02)
    • Освоение метода определения направления оси ливня по временной информации от детекторов. (B-03)
  2. Работа с экспериментальными данными (Исследование)
    • Исследование и построение зависимости интенсивности космического излучения от времени суток (день/ночь) (И-01)
    • Исследование и построение зависимости интенсивности космического излучения от атмосферного давления (И-02)
    • Исследование и построение зависимости интенсивности космического излучения за долговременный (месяц, год, ....)период (И-02)
    • Исследование и построение зависимости интенсивности космического излучения от направления (И-21)
    • Поиски необычных явлений во временных корреляциях (И-22)
    • Определение энергии ливня (И-23)
  3. Повышение общего уровня в науках.(Развитие)
    • Космические лучи - открытие, характеристики, открытые вопросы, связь с астрономией и астрофизикой ... (Р-01)
    • Основные понятия физики элементарных частиц - частицы, основные свойства, взаимодействие с веществом, электромагнитные и адронные ливни. (Р-02)
    • Методы регистрации элементарных частиц (сцинтилляционные счетчики, фотоумножители). (Р-03)
    • Системы формирования и регистрации экспериментальных данных на базе ПК. (Р-04)
    • Работа систем глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС) (Р-05)
    • Методы компьютерной обработки экспериментальных данных (Р-06)
    • Методы и программы статистической обработки экспериментальных данных (Р-07)
    • Технология подготовки научных докладов и статей (Р-08)