Порядок участия в проекте


О проекте “Ливни знаний”


Проект, в котором мы призываем вас принять участие, основан на интерактивном интернет портале через который должно происходить все общение. Мы сейчас над ним работаем.

В чем цель/соль проекта. Я убежден, что какой то части нашей молодежи нужно помочь найти свой интерес и живой способ повышения своих знаний через сознательное участие в анализе данных о космических лучах. Насколько я прав - мы и должны с вами проверить. Мой опыт (а я вас в 4 раза старше :-) привел меня к твердому убеждению, что наиболее эффективно получать новые знания не в процессе чтения учебников и литературы, а в процессе практической работы над данным вопросом. Тут не должно быть неясности. Без чтения учебников и прочей литературы новых знаний не получишь, НО значительно более эффективно это освоение идет если чтение сопровождается живым делом, которое является путеводителем при освоении новых знаний.

Что вам показывают на уроках физики сейчас? Насколько я знаю, на 99% то, что было предметом науки лет 100 тому назад. И это понятно почему. Трудно принести в школу ускоритель или иную современную экспериментальную установку. НО есть исключение - космические лучи. Очень интересна, и с учебной точки зрения тоже, история их открытия почти ровно 100 лет тому назад. Но об этом отдельно. Сейчас важно понять, что на всю поверхность Земли непрерывно (включая момент когда вы читаете это текст!) падают частицы, вызванные космическим излучением. И никто не знает (и в этом на мой взгляд основная прелесть экспериментальной науки (а Физика, как известно, есть классический пример ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ науки - в отличии от математики или философии)) какую новую информации о Вселенной могут принести нам завтра космические лучи.

То что я сейчас написал, не надо понимать как утверждение, что космические лучи - наиболее интересное направление в науке сегодня. Вовсе нет! Но я это пишу для того, чтобы убедить вас, что космические лучи дают самую дешевую возможность проводить вполне осмысленные и современные экспериментальные исследования с достаточно простой и понятной мотивацией. Последнее утверждение говорит о том, что для меня существенно проще объяснить вам, что можно изучать в космических лучах, чем рассказать что такое Стандартная Модель и бозон Хиггса в поисках которого на Большом Адронном коллайдере в Женеве наша группа принимает участие.

Для меня главное в этом проекте - его учебная составляющая. Я обещаю, что на очень интересном и достаточно простом НОВОМ экспериментальном материале вы сможете лучше понять множество новых для вас вопросов по физике, космологии, математике, статистике и обработке экспериментальных данных, методах регистрации частиц и так далее.

И последний вопрос для этого введения. Как мы планируем организовать работу? После запуска и отладки (вместе с вами) упомянутого в начале этого письма интерактивного сайта путь нового участника будет приблизительно таким:

1. регистрация на сайте

2. знакомство с содержанием этого проекта (эти два пункта мы с вами сейчас проходим)

3. знакомство с установкой “Русалка” данные которой вы будете анализировать.

4. освоение порядка анализа имеющихся и постоянно пополняемых данных; (дело в том, что сейчас данные хранятся в специальном Root формате. Этот формат позволяет проводить анализ и графическое представление данных с помощью пакета программ Root, который физики всего мира сообща разработали для этих целей. Если бы все вы умели работать с этими программами (они написаны на языке программирования С++) и установили программы Root на своих компьютерах - то вы могли бы заняться обработкой уже сегодня. Но поскольку школьников знающих Root и С++ пока немного, мы делаем систему управления обработкой данных через это самый интернет портал.

5. анализ получаемых вами данных, обсуждение их с физиками через сайт и с другими участниками через форум, подготовка (и после одобрения физиками) публикация своих результатов в разделе “Наши результаты” на том же сайте. В случае получения результатов современного уровня мы помогаем оформлять эти результаты в виде научных статей или докладов на конференциях. Важно понять, что процесс обработки данных будет длиться до тех пор, пока работает установка и поступают новые данные. Это не лабораторная работа с ясной целью и известным результатом. В следующем письме (если вы одобряете такой метод общения и не возникнет чисто технических проблем с обменом письмами) я постараюсь привести пример одной из таких задач.

В чем то эта наша работа напоминает работу астрономов, которые постоянно смотрят на небо с момента изобретения Галилеем телескопа и будут продолжать это делать пока существует Человечество и лучшая его часть - ученые :-)

С уважением и пожеланием всем нам успеха в этом новом деле ГА 06 декабря 2009